22.10.2020 16:10
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 3906; сегодня: 1.

У МФО широкое поле для наступления по всем направлениям

У МФО широкое поле для наступления по всем направлениям

Осенний MFO Russia Forum, организатором которого традиционно является СРО «МиР», в этом году отличался несколькими новыми форматами.

Диалог с регулятором и госорганами впервые был построен в формате блиц-интервью. При этом список вопросов формировался самими участниками форума.

Они же на открытом голосовании выбирали компании, о чьем опыте им было бы интересно услышать из первых уст.

На вопросы участников форума ответил гендиректор МФК «МигКредит» Олег Гришин.

- Какие из недавних законов и законопроектов вы считаете наиболее существенными с точки зрения влияния на бизнес-модели МФО?

- В целом я считаю, что законодательная база вокруг микрофинансовой сферы уже сформировалась. Нормативные акты, которые задали основные тренды на рынке МФО на ближайшие годы, были приняты в прошлом году. Прежде всего, это снижение максимальной суммы долга (так называемые иксы) и особенно снижение дневной процентной ставки до 1% с июля 2019 года. Также решения ЦБ, связанные с предельной долговой нагрузкой клиентов.

В совокупности эти изменения серьезно затронули 90% рынка. По моим оценкам, более 50% компаний из PDL-сегмента были вынуждены либо перестраивать подходы, либо менять свои бизнес-модели В то же время я сомневаюсь, что это смогут сделать компании с маленьким капиталом и слабой технологической базой. Потому что быстро изменить бизнес-процесс очень сложно. Это требует не только прямых вложений в персонал, в скоринговые модели, но и понимания специфики поведения тех людей, которые берут потребительские займы.

Барьеры для входа в рынок созданы, особенно в сегменте потребительских займов. Образно говоря, надо, как минимум год, есть ложками риски и достаточно большими, чтобы обучить свои скоринговые модели, которые, впрочем, не у всех мелких и средних компаниях имеются. Плюс необходимые инвестиции в персонал и технологии.

Если говорить о нормативных актах этого года, то можно вспомнить снижение в январе максимальной суммы долга: она не может теперь  более чем в 1,5 раза превысить первоначальный заем.

И закон о кредитных каникулах, который стал оперативной реакцией на пандемию. Мне кажется, что в конечном итоге он сослужил не очень хорошую службу клиентам, потому что в большинстве своем заемщики не смогли предоставить в отведенный срок соответствующие документы о снижении дохода на 30%. По факту, они испортили свою кредитную историю.

Но если резюмировать, то я считаю, что в целом законодательный ландшафт вокруг МФО собран, и его хватит на 2-3 года.

- Как гибридная модель выдач, представленная в «МигКредит», показала себя в кризис?

- Пандемия оказала влияние на всю мировую экономику. На рынке МФО с апреля текущего года мы увидели снижение продаж, которое в большей степени коснулось компаний, имеющих офлайновую составляющую бизнеса (сеть офисов продаж). Ряд регионов по указанию губернаторов и мэров городов вообще были закрыты.

Мы придерживаемся гибридной модели ведения бизнеса с упором на автоматизацию процессов и онлайн-продукты, сервисы и технологии, а также высокое качество риск-процедур на всех этапах взаимодействия с клиентами.

Что такое гибридная модель для нас? Это, прежде всего, бесшовные технологии, возможность начать процесс в одном месте и закончить в другом. Это попытка сделать для клиента удобный сервис для решения его финансовых вопросов.

Нам такая модель дала возможность в разгар пандемии и всеобщих ограничений удержать выдачи на приемлемом уровне и придать устойчивость бизнесу компании.

В апреле 2020 года  наблюдалось кратковременное падение спроса на займы и выдачи, однако мы оперативно перестроили внутренние бизнес-процессы, внедрили дистанционные продажи, что позволило нормализовать ситуацию в течение месяца.

По итогам сентября «МигКредит» уверенно вышел на докризисные темпы выдачи микрозаймов.

Мы не намерены отказываться от гибридной модели, потому что «черные лебеди» на рынке МФО по-прежнему возможны, в том числе, в онлайн-среде. Если это вдруг случится, также как пандемия для офлайна, то можно будет быстро переключиться с канала на канал и поддержать наших клиентов.

- Несмотря на нестабильность общей ситуации, есть ли у «МигКредит» планы по запуску новых продуктов? Какие из недавних кейсов были успешны, а какие нет?

- Успешными для нас стали продукты, имеющие большую онлайн составляющую. Прежде всего, это СМС-заем и Телеграм-заем. Они позволили клиенту получать деньги там, где удобно.

Могу с уверенностью сказать, что мы единственные в России, кто предоставляет возможность новому клиенту в Телеграм-канале инициировать процесс получения займа, выбрать продукт, привязать свою карту и в онлайне получить деньги полностью через бот-диалог. Это не просто активация лимита или выбор продуктового предложения, а полный процесс - от и до, который занимает порядка 7 минут, происходит без вмешательства человека и на одном вэб-ресурсе.

Не менее уникальный сервис – СМС-заем. Он предоставляет возможность повторным клиентам получить до 100 тыс. рублей на год просто по двум СМС, даже без привязки к интернету. Такой сервис не способен предоставить ни один банк.

В период пандемии мы запустили ряд партнерских проектов. Теперь наш стандартный продукт Installment Loan стал доступен в сети салонов  «Связной» (более 2,5 тыс. точек продаж). Еще один интересный продуктовый сегмент – это возможность в мобильном приложении одного из крупнейших сотовых операторов оформить краткосрочный потребительский заем, при этом до самого конца клиент будет уверен, что это продукт сотового оператора. Все происходит очень бесшовно, в комфортном для заемщика режиме.

Наша дочерняя компания «Папа Финанс», которая работает в сегменте малого и среднего бизнеса, стала партнером маркетплейса «Озон», а также крупнейшей биржи грузовых автоперевозок ATI. По сути, мы создали продукт по кредитованию поставщиков товаров и услуг этих маркетплейсов.

После этого наш продукт на «Озоне» повторил банк «Открытие». С одной стороны, мы рады, что нас копируют известные бренды, но с другой – это создает дополнительную конкуренцию.

- Вызовы 2021 года. Какими они будут для «МигКредит», как вы к ним готовитесь? Каким вообще будет клиент МФО в следующем году?

- Об этом можно говорить долго, но попробую выделить основные тренды. Во-первых, это усиление глобализации и концентрации бизнеса, уход с рынка мелких компаний и рост крупных. Во-вторых, бурный рост онлайн-каналов финансирования. Это вызов, в том числе потому, что нужно следовать технологиям и поддерживать их на высоком уровне.

В-третьих, рост сегмента потребительских займов с постепенным погашением за счёт снижения выдач в сегменте «займов до зарплаты». Хотя PDL удовлетворяют клиентские запросы и тоже растут, но у заемщиков есть запрос на долгосрочные ресурсы с более высокими чеками.

Если говорить в целом, то в 2021 году мы можем столкнуться с замедлением роста рынка МФО, но зато он будет более  качественным за счет высвобождения и перетока банковских клиентов.

Вообще, микрофинансовый рынок в России составляет всего 1% от банковского рынка потребительского кредитования. У нас широкое поле для развития и наступления на всех направлениях.


Ньюсмейкер: МигКредит — 296 публикаций
Сайт: migcredit.ru
Поделиться:

Интересно:

Сегодня в Москве проходит фестиваль «Цифровая история»
20.04.2024 13:27 Мероприятия
Сегодня в Москве проходит фестиваль «Цифровая история»
20 апреля в Москве в Концертном зале МПГУ стартовал Шестнадцатый научно-популярный фестиваль «Цифровая история»  — «Неизвестная Вторая мировая». В мероприятии принимают участие российские историки, которые обсудят последние открытия в мире военной истории, расскажут о...
К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
20.04.2024 09:02 Новости
К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
Начавшаяся 30 сентября 1941 года битва за Москву завершилась 20 апреля 1942 года. Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне. Враг потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 500 тысяч человек, 1300 танков, 2500 орудий и другой...
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...